OOO
«Завод систем охлаждения»
Закрыть
+375 (17) 362-91-91 Позвонить
+7 (499) 963-53-52 Позвонить
+375 (17) 362-91-91
+7 (499) 963-53-52
OOO
«Завод систем охлаждения»
Закрыть
+375 (17) 362-91-91 Позвонить
+7 (499) 963-53-52 Позвонить
+375 (17) 362-91-91
+7 (499) 963-53-52
Пресс-центр
ГлавнаяО насПресс-центрПринцип и назначение водяной системы охлаждения тепловоза

Принцип и назначение водяной системы охлаждения тепловоза

16.05.2022 | Технологии | Сергей Демьяненко

Маневровые и магистральные тепловозы оборудованы двигателями внутреннего сгорания, которые выделяют тепло при работе. Чрезмерный нагрев элементов мотора приводит к серьезным неисправностям и выходу из строя тяжелой техники. Чтобы этого избежать, локомотивы оснащают водяной системой охлаждения. Она помогает поддерживать правильный температурный режим и защищает дизель от перегрева.

Водяная секция радиатора

Как водяная система охлаждения влияет на мотор тепловоза?

Водяную систему охлаждения используют для отвода и рассеивания в атмосферу избыточной теплоты от:

  • втулок,
  • крышек цилиндров,
  • выпускных коллекторов,
  • деталей турбокомпрессора.

Применение системы охлаждения позволяет обеспечить нормальную работу двигателя в течение длительного времени.

Устройство водяной системы охлаждения

Магистральные и маневровые тепловозы оборудованы водяной системой охлаждения, задача которой — эффективное отведение тепловой энергии от элементов дизеля в атмосферу. В конструкции может быть 1, 2 или 3 контура закрытого типа. За транспортировку охлаждающих жидкостей отвечают 2 водяных насоса, установленных на ДВС. Система состоит из элементов:

  • закрытых трубопроводов,
  • охлаждающих радиаторов,
  • центробежных насосов,
  • терморегуляторов,
  • контрольных приборов.

Один из важнейших элементов — радиатор системы водяного охлаждения. Он представляет собой дополнительное теплообменное устройство, которое может отводить тепло, выделяемое при работе дизеля. Пока тепловоз находится в движении, а мотор работает, теплообменник постоянно охлаждает горячую воду уличным воздухом.

Радиатор собирают из унифицированных водяных секций охлаждения. На рынке представлено несколько вариантов секций, которые отличаются конструкцией. К первому типу относятся изделия, представляющие собой совокупность плоскоовальных трубок из латуни и охлаждающих медных пластин. Ко второму типу относятся секции, выполненные в виде круглых охлаждающих трубок. Если стоит задача повысить надежность водяной системы охлаждения тепловоза, стоит выбрать секции радиатора первого типа. Это обусловлено преимуществом плоскоовальных трубок — они не оказывают негативного влияния на теплотехнические характеристики секции радиатора.

Принцип действия водяной системы охлаждения тепловоза

Водяная система нужна не только для охлаждения дизеля. Ее также применяют, чтобы подогревать топливо в топливоподогревателе, обогревать кабину машиниста и нагревать воду в бачке санузла в период холодов.

Вода перемещается в системе так:

  1. Центробежный водяной насос дизеля забирает жидкость из секций радиатора холодильной камеры.
  2. Вода попадает в полости охлаждения дизеля и турбокомпрессоров.
  3. Нагретая вода должна стать охлажденной, поэтому она перемещается в секции радиатора, где охлаждается уличным воздухом.

Чтобы водяная система работала, необходимо следить за ее наполняемостью. Для заправки используют пресную кипяченую воду с антикоррозийной присадкой.

Заливают жидкость под давлением через горловины с одной из сторон тепловоза. Если нужна дозаправка, применяют ручной насос. Заправлять также нужно бак умывальника. Для этого воду заливают в заправочную горловину, которая располагается под главной рамой с левой стороны локомотива.

Зимой и в другие холодные периоды горячая вода через один из открытых вентилей поступает в секцию отопительно-вентиляционной установки для обогрева кабины машиниста. Через другие открытые вентили вода попадает в систему для подогрева топлива в топливоподогревателе и для нагрева воды в бачке санузла. В летний период перечисленные вентили закрыты.

Что влияет на надежность и долговечность водяной системы охлаждения?

Чем надежнее оборудование тепловоза, тем дольше он служит и требует меньше финансовых вложений. Чтобы система охлаждения двигателя локомотива была долговечной и исправно работала, она должна состоять из прочных элементов.

Рассмотрим на примере радиаторов. К надежным относятся секции, которые состоят из латуни и меди. Это материалы повышенной прочности, которые не боятся перепадов температур, не теряют прочностные характеристики в мороз, обладают хорошими антикоррозийными свойствами.

Долговечность и надежность водяной системы охлаждения тепловоза также зависит от качества обслуживания. Если своевременно промывать оборудование, очищать элементы радиатора от накипи и выполнять другие необходимые манипуляции, можно значительно увеличить срок службы конструкции.

2022