Виды систем отопления РЖД: обзор
Российские железные дороги (РЖД) — обширная транспортная сеть, протянувшаяся по всей стране. Огромная протяженность железных дорог и суровые климатические условия в разных регионах требуют применения надежных и эффективных систем отопления для обеспечения комфорта и безопасности пассажиров и сохранности грузов.
В статье мы расскажем, что собой представляют системы отопления и какие существуют.В статье мы расскажем, что собой представляют системы отопления и какие существуют.
Что такое система отопления и какие задачи она выполняет
Это комплекс технических средств, предназначенных для поддержания комфортной температуры в пассажирских вагонах, локомотивах и на других объектах железнодорожной инфраструктуры. Она выполняет ряд важных задач:
-
Обеспечивает комфортный микроклимат. Отвечает за поддержание в вагонах и других помещениях температуры в диапазоне от +18°C до +24°C, независимо от температуры наружного воздуха.
-
Предотвращает замерзание. Защищает системы водоснабжения, канализации и другие инженерные конструкции от замерзания в холодное время года.
-
Обеспечивает сохранность грузов. Поддерживает в вагонах-рефрижераторах и вагонах-термосах заданный температурный режим для перевозки скоропортящихся грузов.
Поддержание работоспособности оборудования и сигнализации в условиях низких температур — еще одна задача, которую выполняет система отопления.
Какие виды систем отопления РЖД существуют
В РЖД используются различные виды систем отопления, выбор которых зависит от типа подвижного состава, климатических условий, протяженности маршрутов и других факторов. Рассмотрим типы отопления подробнее.
Паровое
Самый распространенный вид отопления в пассажирских вагонах, особенно в тех, которые курсируют на неэлектрифицированных участках железных дорог.
Как работает: горячий пар из локомотива (паровоз или тепловоз с парогенератором) или стационарного источника (котельная) подается по трубопроводам в калориферы, расположенные в каждом вагоне. В калориферах пар конденсируется, отдавая тепловую энергию воздуху, который затем циркулирует по вагону с помощью вентиляторов.
Преимущества парового отопления:
-
простота конструкции. Она состоит из относительно простых и надежных элементов;
-
высокая теплоотдача. Паровые калориферы обеспечивают быстрый нагрев воздуха в вагоне;
-
надежность. Система хорошо зарекомендовала себя в эксплуатации и может работать в суровых условиях.
Как и другие системы, паровое отопление имеет недостатки. Перечислим их:
-
необходимость использования локомотива с паровым котлом или стационарного источника пара. Это усложняет эксплуатацию и увеличивает расходы;
-
большой расход воды. Для образования пара требуется значительное количество воды;
-
неравномерное распределение тепла. Иногда тепло по вагону распространяется неравномерно.
Несмотря на недостатки, паровое отопление продолжает оставаться одним из самых популярных.
Электрическое
Его применяют в вагонах-ресторанах, вагонах-почтовых, вагонах АСУ, а также в некоторых новых типах пассажирских вагонов, особенно на электрифицированных участках железных дорог.
Как работает отопление электричеством: нагрев воздуха осуществляется с помощью электрических калориферов, которые устанавливаются в вагоне. Калориферы могут работать от бортовой сети электропитания локомотива или вагона, либо от сети переменного тока на станциях.
Преимущества электрического отопления:
-
отсутствие шума. Электросистемы работают практически бесшумно, что обеспечивает комфорт пассажирам;
-
простота регулирования. Температуру в вагоне можно легко регулировать с помощью термостатов;
-
пожаробезопасность. Электросистемы считаются более пожаробезопасными, чем паровые.
Основной недостаток такой системы отопления — высокое потребление электроэнергии. Электрокалориферы потребляют значительное количество электроэнергии, что может привести к увеличению расходов. Среди других минусов системы:
-
ограниченная теплоотдача. По сравнению с паровыми калориферами, электрические имеют меньшую теплоотдачу, что может быть недостаточным в условиях сильных морозов;
-
зависимость от электроснабжения. Работоспособность системы зависит от наличия электропитания.
Воздушное
Его используют в локомотивах, дизель-поездах, электровозах и некоторых типах вагонов, особенно на магистральных линиях с большим пассажиропотоком.
Как работает: воздух из атмосферы забирается вентиляторами, проходит через калориферы, где нагревается за счет теплообмена с горячей жидкостью (обычно водой или антифризом), и затем подается в помещение.
Преимущества воздушного отопления:
-
эффективное распределение тепла. Система обеспечивает равномерное распространение тепла по всему помещению;
-
возможность вентиляции. Доступна не только функция отопления, но и вентилирования помещения, что обеспечивает приток свежего воздуха;
-
компактность. Воздушные отопительные установки имеют относительно небольшие размеры и вес.
Вентиляторы могут создавать шум, особенно на высоких оборотах — это недостаток воздушного отопления. К минусам также можно отнести необходимость в мощных вентиляторах и зависимость от чистоты воздуха.
Водяное
Его применяют в служебных и производственных помещениях, а также в некоторых пассажирских вагонах нового поколения.
Как работает: нагретая вода циркулирует по системе труб, отдавая тепло через радиаторы, которые установлены в помещении. Нагрев воды может осуществляться с помощью различных источников тепла:
-
электрических котлов. Они просты в установке и эксплуатации, но потребляют много электроэнергии;
-
газовых котлов. Установки экономичны в использовании, но требуют подключения к газовой сети;
-
теплообменников. Устройства могут использоваться для утилизации тепла от других источников, например, от систем охлаждения двигателей.
Водяное отопление обеспечивает равномерное распределение тепла по всему помещению. Среди других преимуществ:
-
возможность автоматического регулирования температуры. Система может автоматически поддерживать заданную температуру в вагоне или кабине машиниста;
-
долговечность. При правильном монтаже и обслуживании водяные системы отопления могут служить долгие годы.
У водяного отопления серьезные минусы, из-за которых оно используется не так часто. Установки сложны в монтаже и обслуживании, подвержены коррозии. При отсутствии отопления вода в системе может замерзнуть, что приведет к повреждению труб и радиаторов.
Комбинированные
Сочетают в себе элементы разных видов отопления. Их используют для обеспечения оптимального микроклимата в сложных условиях, например, в вагонах, курсирующих на маршрутах с перепадом температур.
Примеры комбинированных систем отопления:
-
электрическое воздушное. В этой системе часть тепла передается воздуху через электрокалориферы, а часть — воде, которая циркулирует по трубам;
-
паровоздушное. Здесь часть тепла передается воздуху через калориферы, а часть — воде, которая циркулирует по трубам;
В РЖД постоянно ведутся работы по совершенствованию систем отопления с целью повышения их эффективности, надежности и экологичности. С внедрением новых технологий и материалов происходит постепенное замещение устаревших систем более эффективными.
Наша команда специалистов посетила PRO Движение.Экспо 2021
Новая линейка продукции - секции радиатора 7317.000-11
Какой радиатор охлаждения купить для карьерного самосвала или другой тяжелой техники?
Секции радиатора с усиленным краем охлаждающей пластины
Это важно знать при выборе секций радиатора для системы охлаждения