Российские железные дороги (РЖД) — обширная транспортная сеть, протянувшаяся по всей стране. Огромная протяженность железных дорог и суровые климатические условия в разных регионах требуют применения надежных и эффективных систем отопления для обеспечения комфорта и безопасности пассажиров и сохранности грузов.
В статье мы расскажем, что собой представляют системы отопления и какие существуют.
Что такое система отопления и какие задачи она выполняет
Это комплекс технических средств, предназначенных для поддержания комфортной температуры в пассажирских вагонах, локомотивах и на других объектах железнодорожной инфраструктуры. Она выполняет ряд важных задач:
- Обеспечивает комфортный микроклимат. Отвечает за поддержание в вагонах и других помещениях температуры в диапазоне от +18°C до +24°C, независимо от температуры наружного воздуха.
- Предотвращает замерзание. Защищает системы водоснабжения, канализации и другие инженерные конструкции от замерзания в холодное время года.
- Обеспечивает сохранность грузов. Поддерживает в вагонах-рефрижераторах и вагонах-термосах заданный температурный режим для перевозки скоропортящихся грузов.
Какие виды систем отопления РЖД существуют
В РЖД используются различные виды систем отопления, выбор которых зависит от типа подвижного состава, климатических условий, протяженности маршрутов и других факторов. Рассмотрим типы отопления подробнее.
Паровое отопление
Самый распространенный вид отопления в пассажирских вагонах, особенно в тех, которые курсируют на неэлектрифицированных участках железных дорог.
Как работает: горячий пар из локомотива (паровоз или тепловоз с парогенератором) или стационарного источника (котельная) подается по трубопроводам в калориферы, расположенные в каждом вагоне. В калориферах пар конденсируется, отдавая тепловую энергию воздуху, который затем циркулирует по вагону с помощью вентиляторов.
Преимущества парового отопления:
- простота конструкции. Она состоит из относительно простых и надежных элементов;
- высокая теплоотдача. Паровые калориферы обеспечивают быстрый нагрев воздуха в вагоне;
- надежность. Система хорошо зарекомендовала себя в эксплуатации и может работать в суровых условиях.
Электрическое отопление
Его применяют в вагонах-ресторанах, вагонах-почтовых, вагонах АСУ, а также в некоторых новых типах пассажирских вагонов, особенно на электрифицированных участках железных дорог.
Как работает отопление электричеством: нагрев воздуха осуществляется с помощью электрических калориферов, которые устанавливаются в вагоне. Калориферы могут работать от бортовой сети электропитания локомотива или вагона, либо от сети переменного тока на станциях.
Воздушное отопление
Его используют в локомотивах, дизель-поездах, электровозах и некоторых типах вагонов, особенно на магистральных линиях с большим пассажиропотоком.
Как работает: воздух из атмосферы забирается вентиляторами, проходит через калориферы, где нагревается за счет теплообмена с горячей жидкостью (обычно водой или антифризом), и затем подается в помещение.
Водяное отопление
Его применяют в служебных и производственных помещениях, а также в некоторых пассажирских вагонах нового поколения.
Как работает: нагретая вода циркулирует по системе труб, отдавая тепло через радиаторы, которые установлены в помещении.
Комбинированные системы
Сочетают в себе элементы разных видов отопления. Их используют для обеспечения оптимального микроклимата в сложных условиях, например, в вагонах, курсирующих на маршрутах с перепадом температур.
В РЖД постоянно ведутся работы по совершенствованию систем отопления с целью повышения их эффективности, надежности и экологичности. С внедрением новых технологий и материалов происходит постепенное замещение устаревших систем более эффективными.