Причины поломки радиаторов охлаждения
Радиатор — сердце системы охлаждения двигателя железнодорожного и другого транспорта. Элемент отвечает за защиту техники от перегрева. Без него мотор не может полноценно функционировать.
В статье мы расскажем, как работает радиатор в тепловозах, грузовых самосвалах БелАЗ и внутри другой тяжелой техники, а также рассмотрим признаки и причины неисправности элемента.

Как работает радиатор в системе охлаждения двигателя?
Устройства могут быть алюминиевыми или медно-латунными. Второй вариант предпочтительнее: изделия дольше служат, способны противостоять коррозии, более эффективны и устойчивы к внешним воздействиям. Радиаторы и секции радиатора состоят из плоскоовальных медно-латунных трубок, на которые надеты и припаяны пластины из меди. Концы трубок вставлены в отверстия верхней и нижней трубных коробок (или решеток), также изготовленных из меди. Трубки к решеткам припаяны твердым припоем.
Задача теплообменника состоит в том, чтобы отводить тепло от элементов двигателя. По системе охлаждения двигателя циркулирует охлаждающая жидкость: она нагревается и поступает в радиатор, где проходит через множество тонких трубок, окруженных пластинами. Воздух, проходящий через пластины, охлаждает жидкость, которая затем возвращается в двигатель.
Рассмотрим подробнее процессработы радиатора внутри системы охлаждения:
- Охлаждающая жидкость, циркулирующая по системе, нагревается от двигателя. Ее температура может достигать 100 градусов Цельсия.
- Нагретая жидкость поступает в радиатор. Она проходит сквозь элементы теплообменника, окруженные пластинами.
- Воздух, проходящий через пластины, охлаждает жидкость. Воздух может поступать из окружающей среды или быть нагнетаемым вентилятором.
- Охлажденная жидкость возвращается в двигатель. Она помогает снизить температуру мотора и предотвратить его перегрев.
Без радиатора не может функционировать даже самый совершенный двигатель, поэтому владельцу техники важно систематически следить за состоянием элемента.
По каким признакам можно понять, что радиатор неисправен?
Внутри тепловозов, грузовых самосвалов и других машин могут быть скрытые и явные поломки. Выход из строя радиатора охлаждения можно заметить при эксплуатации транспорта. Машинист, оператор – люди, которые должны наблюдать за состоянием техники. Подтвердить неисправность могут квалифицированные специалисты.
Перечислим признаки выхода из строя радиатора охлаждения:
- Повышенная температура охлаждающей жидкости. Узнать о проблеме можно с помощью соответствующего датчика на приборной панели.
- Пониженное давление в системе охлаждения. Подтвердить или опровергнуть ваши опасения поможет манометр.
- Потеря охлаждающей жидкости. Если видите подтеки под транспортным средством, высока вероятность утечки.
Если вы обнаружили признаки неисправности радиатора, необходимо как можно скорее обратиться к специалисту. В зависимости от характера поломки теплообменник могут отремонтировать или заменить.
Долгосрочное использование техники, оборудованной поврежденным радиатором, может привести к серьезным проблемам, в том числе к выходу из строя двигателя. Ремонт мотора требует больших финансовых вложений, поэтому лучше не доводить до этого.
Основные причины поломки радиатора охлаждения
Теплообменник может выходить из строя по разным причинам: из-за механических повреждений, коррозионных образований, засорения, неправильной эксплуатации. Рассмотрим их подробнее:
- Механические повреждения. Устройство может быть поврежденным в результате столкновения вашего транспортного средства с другим, падения или сильного удара. На изделии могут появляться трещины, деформации.
- Коррозия. Если внутри тепловоза установлен алюминиевый радиатор, он может быть подвержен коррозии. Из-за нее в теплообменнике образуются дыры, которые приводят к утечкам.
- Засорение. Грязь, мусор, остатки охлаждающей жидкости — причины, по которым теплообменник работает не так эффективно, как должен.
- Неправильная эксплуатация. Если будете использовать технику в условиях, для которых она не предназначена, радиатор может выйти из строя. Например, не все теплообменники способны работать 24/7 или функционировать в регионах с влажным климатом.
Если хотите продлить срок службы устройства, регулярно проверяйте его на предмет повреждений, не допускайте перегрева двигателя, очищайте элементы системы от пыли и грязи, а также используйте качественную охлаждающую жидкость.
Также мы рекомендуем оснащать технику надежными радиаторами, способными работать даже в самых тяжелых условиях. Заказать такие медно-латунные изделия можно у завода-изготовителя ООО «Завод Систем Охлаждения» или официального представителя завода на территории РФ ООО "Торговый Дом «Завод Теплообменного оборудования».
Радиаторы Завода Систем Охлаждения стали еще надежнее
История появления радиаторов охлаждения двигателя