Основная функция радиатора: принципы теплоотвода
Основная задача радиатора – снять и отвести тепло от двигателя. Это достигается комбинацией двух факторов – передачей тепла от охлаждающей жидкости через стенку трубки на пластину и отведением тепла с пластины потоком воздуха. При этом очень важно не только грамотно сконструировать радиатор, но и правильно подобрать материалы для изготовления охлаждающей пластины и трубки.
Результаты полевых испытаний традиционной конструкции
На полевых испытаниях секций радиатора с круглой трубкой и алюминиевой пластиной был выявлен дефицит теплоотдачи, который особенно заметен при больших нагрузках на тепловоз и при высокой температуре охлаждающего воздуха. Кроме того, при применении подобных секций в системах охлаждения тепловозов до 5% возрастает нагрузка на вентиляторную установку (ВУ).
Проблемы механического соединения металлов
Конструктивно круглые медные охлаждающие трубки и алюминиевые охлаждающие пластины соединены между собой механическим путем (методом дорнования). Такое соединение металлов образует гальваническую пару и всегда подвержено коррозии (электротехнической или атмосферной).
Риски гальванической коррозии
При эксплуатации секций радиаторов такой конструкции на локомотивах в условиях наличия сильных электромагнитных полей и блуждающих токов произойдет быстрое разрушение этого соединения с потерей теплорассеивающей способности секций этих радиаторов и соответственно к потере эффективности всего охлаждающего устройства (ОУ) локомотива. Этот процесс называется гальванической коррозией.
Аэродинамические ограничения конструкции
Применение круглой охлаждающей трубки приводит к увеличению аэродинамического сопротивления, что:
- Негативно сказывается на отведении тепла от охлаждающих пластин
- Приводит к работе вентиляторной установки в нижнем поле допуска по предельному расходу воздуха
Дополнительные риски эксплуатации
При возможном загрязнении воздушной стороны такой секции или ином загромождении воздушного тракта (в зимний период на тепловозе устанавливаются утеплительные щиты) в эксплуатации увеличен риск дальнейшего снижения расходов воздуха и попадание рабочей точки в зону срыва характеристики вентиляторной установки.
Последствия могут включать:
- Работу вентиляторной установки с низким КПД
- Риск разрушения рабочего колеса или лопастей
Риски смешанной комплектации радиаторов
Существует практика установки в один блок секций разных производителей. Это может привести к тому, что:
- Основная нагрузка ляжет на секции с меньшим аэродинамическим сопротивлением
- Секции с большим аэродинамическим сопротивлением фактически не будут задействованы в работе охлаждающего блока
- Общая эффективность системы охлаждения снизится
- Возможен перегрев двигателя локомотива
Рекомендации производителей
Группа компаний ООО «Завод систем охлаждения» и ООО «Радиаторный завод» рекомендует производителям тяжелой техники и эксплуатационным организациям применять радиаторы только от проверенных производителей.
Радиатор с разборным коллекторомСоветы по уходу за радиатором охлаждения
Освоен выпуск теплообменника водомасляного 7555-1714160-10
Начата процедура реорганизации ООО "Завод систем охлаждения"